Размышления о войне и победе…
Это очень личный и непростой пост.
Тема войны мне всегда была небезразлична. Наверное, причина этого в том, что война коснулась моих предков по обеим веткам: и по папиной (ленинградской), и по маминой (украинской). Дедушка Леша и бабушка Лида по папиной линии (они на фото) — оба воевали, познакомились в конце войны, оба дожили до девяностых, и мы много с ними общались про войну. С украинской стороны у меня была героическая прабабушка Галка, которая партизанила в отряде Ковпака. Она прожила 96 лет и до последних лет сохраняла ясность рассудка. Её истории были поразительны и страшны, она все-таки была на оккупированной территории и реально чудом выжила. Думаю, что «бабця» (так её все родственники называли, это как «бабуся» по-украински) сейчас сильно бы удивилась появлению новых героев Украины – упашникам, которые, по её словам, были гораздо более жестоки, чем немцы по отношению к мирным жителям. Воевали прадед Филипп и дедушка Петя, в общем, про войну я слышал с раннего детства.
Помимо семейных историй, были книги и кино, которые в восьмидесятых годах — мои школьные годы —показывали в основном «глянцевую» историю победы. И могу честно сказать — мне это не нравилось, как то все было немного фальшиво и не всегда совпадало с тем, что мне рассказывали. Например, однажды дед Леша рассказал мне, что видел бой одного немецкого истребителя с тремя нашими — и немец сбил всех троих. Я думал — ну как же так, в мемуарах все описания совсем другие.
Потом наступили девяностые, развал СССР — и просто вал новой литературы из серии «наконец-то правда о войне». Это был как раз конец школы и университет — я перечитал почти всё, и всему верил, так как написано было совсем другим языком — живо, доступно и убедительно. Как вы, наверное, знаете — история войны в этих книжках была практически перевернута на 180 градусов. Однажды я разговорился с дедом Лешей на эту тему и рассказал ему про «бесчеловечного» Жукова, приводя в пример эпизод из одной новой книжки. Автор преподносил как доказанный факт (там даже ссылочка была на источник), что для сохранения танков Жуков приказывал разминировать противотанковые минные поля путем прогона через них пехоты. Дед Леша был танкистом и ответил мне: «Саша, ну вот ты же вроде не дурак, почему ты так безоглядно веришь в эту чушь? Противотанковая мина не взорвется, если на неё встанет человек — она же противотанковая». Я как сейчас помню — я поразился, почему мне эта простая мысль не пришла в голову, когда я читал эту книжку. Потом разобрался, заглянул в первоисточник и выяснилось, что это ложь — ничего подобного не было. В итоге дал деду слово больше никогда не верить просто так, а изучать и разбираться как следует.
С тех пор военная история стала моим хобби и читая книжки (с обязательным изучением первоисточников), я понял насколько важна тема войны и как за неё бьются пропагандистские машины разных стран. Количество лжи, мифов, неправильных интерпретаций и тд — огромно. Неудивительно, что в итоге появляются люди, которые спокойно несут ересь про «украинские войска, которые освободили Освенцим» или «трупами немцев завалили». Хорошо, что сейчас мы живем в мире, когда открывается множество документов времен войны, поэтому тот, кто действительно хочет разобраться, кто хочет узнать правду по тому или иному вопросу – имеет на это хорошие шансы. А иногда даже больше, как в моем случае – я смог найти прадеда по папиной линии. Известно о нем в нашей семье было немного, так как дедушка рос с мамой без него.
Итак, позвольте мне перенести вас в позднюю осень 1941 года….
Осенью 1941 года на южном направлении немцы наступали в сторону Ростова-на-Дону. Оборону на этом направлении держала 56 отдельная армия. Она не входила в состав какого-либо фронта, её задачей была сдержать наступление на город. В её составе недавно сформированная 347 стрелковая дивизия приняла свой первый бой на северной окраине города 19 ноября. За два дня опытные немцы из 1 танковой армии смогли выдавить свежесобранные обороняющиеся части за Дон, практически захватив город к 21 ноября.
Однако уже 27 ноября с севера немцев стали окружать 9 и 37 армии Южного фронта. 56 армия перешла в контрнаступление со своей стороны, и, избегая окружения, немцы начали отступление.
В итоге Ростов был освобожден 29 ноября, а к началу декабря немцы отошли и закрепились на рубеже реки Самбек, где у них был подготовленный рубеж обороны. Позже этот рубеж будет назван «Миус-фронт», по названию реки Миус, вдоль которой он проходил севернее. А самой южной точкой этого рубежа было село Вареновка, при первой попытке штурма которой в декабре был контужен батальонный комиссар 1179 стрелкового полка 347 стрелковой дивизии 56 армии Каташов Павел Наумович.
В начале марта 1942 в районе все той же Вареновки батальон 1179 стрелкового полка атаковал высоту 92.7, на которой были оборудованы пулеметные точки, защищенные проволочным заграждением. Во время боя были тяжело ранены и эвакуированы с поля боя командир и заместитель командира батальона, в результате чего комиссар взял командирование на себя. Под его командованием батальону удалось прорваться на высоту, были уничтожены пулеметные точки, в том числе один из расчетов — лично моим прадедом. За этот бой он был награжден орденом Красной Звезды.
Мой прадед пережил войну, но я его никогда не видел. Когда я нашел документы о нем, то сразу позвал папу (дед Леша — сын прадеда Паши — уже умер к тому времени). Я никогда не забуду папино лицо и его слезы, когда я ему всё это рассказал и показал. Наверное, именно тогда я определил для себя окончательно, что для меня война и победа — это прежде всего память о том, что смогли сделать наши предки, которую мы можем потом передать своим детям. Война была событием для нашего народа настолько масштабным, что еще долго эту тему будут использовать для своих целей политики всех мастей и рангов (иногда доходит до совершенного маразма типа этого – Николай Толстых: «Надеюсь, Капелло и его сын понимают, что поднятые ими вопросы о зарплате ничтожно малы по сравнению с Днем Победы» — кто интересуется футболом оценит). Для меня лично подходит формула «Помню и горжусь», при этом «помню» имеет большее значение, потому что если не будем помнить мы — то не будет помнить никто.
Однажды я разговаривал с иностранцами про войну, они не очень понимали почему у нас в стране это такая важная тема. Я рассказал им про план «Ост» (они, конечно, ничего про него не знали) по одному из вариантов которого нацисты в случае своей победы предполагали оставить в европейской части 14 миллионов славян (напомню, что население СССР в 1941 году — около 200 миллионов). Были правда и более «мягкие» варианты, но при любых раскладах предполагалось физическое уничтожение десятков миллионов русских с целью убрать нас как народ и государство с карты мира. Это не советская пропаганда, это вполне себе рабочий план, подтвержденный конкретными документами — любой желающий сейчас может найти и прочитать. Поэтому для нас победа в этой войне была вопросом выживания и поэтому она так ценна. Наши предки просто дали нам возможность жить, работать, любить, растить детей, играть в футбол, выхаживать милых котиков, чекинить безбажный код, в общем, самим определять свой жизненный путь. Спасибо им за это и с праздником нас всех.
Всегда ваш,
Александр Каташов
P.S. Недавно я посмотрел новый фильм “А зори здесь тихие…” и очень порадовался – новый фильм на мой взгляд не хуже классической версии. А еще есть рекомендую замечательный клип, в нем прекрасно всё – и песня, и видеоряд, единственный минус – это промо-ролик военной игры, но в конце-концов они его оплатили, так что имеют право на рекламу в последних кадрах.